Про войну

Про кого в древности говорили, что он хорошо сражается, тот побеждал, когда было легко победить. Поэтому, когда хорошо сражавшийся побеждал, у него не оказывалось ни славы ума, ни подвигов мужества. Поэтому, когда он сражался и побеждал, это не расходилось с его расчетами. Не расходилось с его расчетами –- это значит, что все предпринятое им обязательно давало победу; он побеждал уже побежденного.

Князь У-хоу однажды совещался со своими слугами, и среди них не оказалось ни одного, кто мог бы с ним сравниться по уму. Поэтому, покидая зал совета, он имел довольный вид.

У Ци тогда выступил и сказал: «В прежние времена чуский князь Чжуан однажды совещался со своими слугами, и среди них не оказалось ни одного, кто мог бы с ним сравниться по уму. Поэтому, покидая зал совета, он имел опечаленный вид. Шэнь-гун спросил его: «Государь, у вас опечаленный вид, отчего это?» И тот, ответил: «Я слышал, что на свете всегда бывают совершенные, что в государстве никогда не бывает недостатка в умных. Кто сумеет получить в наставники совершенного, тот –- ван; кто умеет получить в друзья умных, тот -– гегемон. Но вот я… У меня нет талантов. И среди моих слуг нет ни одного, кто мог бы сравниться со мной по уму. Чуское государство в опасности.

Чуский Чжуан-гун был опечален этим. Вы же, государь, этим довольны. В душе своей я побаиваюсь».

Война -- это путь обмана. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него все полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов; выступай, когда он не ожидает.

Все это обеспечивает вождю победу; однако наперед преподать ничего нельзя.

Кто -- еще до сражения -- побеждает предварительным расчетом, у того шансов много; кто -- еще до сражения -- не побеждает расчетом, у того шансов мало. У кого шансов много -- побеждает; у кого шансов мало -- не побеждает; тем более же тот, у кого шансов нет вовсе. Поэтому для меня -- при виде этого одного -- уже ясны победа и поражение.

Сунь-цзы сказал: по правилам ведения войны наилучшее –- сохранить государство противника в целости, на втором месте -- сокрушить это государство. Наилучшее -- сохранить армию противника в целости, на втором месте -- разбить ее. Наилучшее -- сохранить бригаду противника в целости, на втором месте -- разбить ее. Наилучшее -- сохранить батальон противника в целости, на втором месте -- разбить его. Наилучшее -- сохранить роту противника в целости, на втором месте -- разбить ее. Наилучшее -- сохранить взвод противника в целости, на втором месте -- разбить его. Поэтому сто раз сразиться и сто раз победить -- это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего -- покорить чужую армию, не сражаясь.

Поэтому самая лучшая война -- разбить замыслы противника; на следующем месте -- разбить его союзы; на следующем месте -- разбить его войска.

Поэтому тот, кто умеет вести войну, покоряет чужую армию, не сражаясь; берет чужие крепости, не осаждая; сокрушает чужое государство, не держа свое войско долго. Он обязательно сохраняет все в целости и этим оспаривает власть в Поднебесной. Поэтому и можно не притупляя оружие иметь выгоду: это и есть правило стратегического нападения.

Поэтому знают, что победят в пяти случаях: побеждают, если знают, когда можно сражаться и когда нельзя; побеждают, когда умеют пользоваться и большими и малыми силами; побеждают там, где высшие и низшие имеют одни и те же желания; побеждают тогда, когда сами осторожны и выжидают неосторожности противника; побеждают те, у кого полководец талантлив, а государь не руководит им. Эти пять положений и есть путь знания победы.

Поэтому и говорится: если знаешь его и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение.

Если нет выгоды, не двигайся; если не можешь приобрести, не пускай в ход войска; если нет опасности, не воюй. Государь не должен поднимать оружие из-за своего гнева; полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы. Двигаются тогда, когда это соответствует выгоде; если это не соответствует выгоде, остаются на месте. Гнев может опять превратиться в радость, злоба может опять превратиться в веселье, но погибшее государство снова не возродится, мертвые снова не оживут. Поэтому просвещенный государь очень осторожен по отношению к войне, а хороший полководец очень остерегается ее. Это и есть путь, на котором сохраняешь и государство в мире и армию в целости.

Сунь-цзы сказал: война -- это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.

No comments:

Post a Comment