Про философское воспитание в войсках

Афинянин Ификрат считал, что наемник должен быть жаден до денег и удовольствий, -- тогда, дескать, ища средств утолить и утишить свои страсти, он будет храбрее сражаться, -- но большинство требует, чтобы войско было подобно могучему телу, которое собственных побуждений не знает и движимо лишь волею полководца. Вот почему и Павел Эмилий в Македонии, приняв начальство и убедившись, что воины чересчур болтливы и любопытны и вмешиваются в дела командующего, отдал, как сообщают, приказ, чтобы каждый держал в готовности свои руки и наточил свой меч, а об остальном позаботится он сам.

Хороший военачальник и полководец бессилен, если в войске нет послушания и единодушия, и Платон, отлично это видя, полагал, что искусство повиноваться подобно искусству царствовать и что оба нуждаются как в хороших природных задатках, так равно и в философском воспитании, которое прививает кротость и человеколюбие и тем особенно удачно умеряет дерзость и вспыльчивость.

Мнение Платона подтверждается множеством различных примеров, в том числе -- и бедствиями, обрушившимися на римлян после смерти Нерона; все они в своей совокупности доказывают, что нет ничего страшнее военной силы, одержимой темными и грубыми страстями, когда она стоит у власти.

Гальба -- Плутарх -- Сравнительные жизнеописания

No comments:

Post a Comment